Тадеуш Кантор / Tadeusz Kantor

Тадеуш Кантор / Tadeusz Kantor

Тадеуш Кантор / Tadeusz Kantor

"Театр - самое прекрасное из искусств, ибо он находится между искусством и жизнью" 
Тадеуш Кантор 

Перманентный авангард - так называют творчество Тадеуша Кантора. На каждом этапе он провозглашал новые художественные манифесты, по-разному называя то, что делал. Началом был "Независимый Театр", возникший в годы оккупации. Молодой Кантор, незадолго до войны окончивший Краковскую Академию Художеств, создавал свои первые спектакли в конспирации - "Балладину" Юлиуша Словацкого и "Возвращение Одиссея" Станислава Выспяньского. После войны он подготовил ряд "авангардных" сценографий в различных театрах (главным образом в Краковском театре "Стары").Всемирный триумф основанного им в 1955 году Театра "Крико - 2" (театр этот был создан в продолжение традиций авангардного театра 30-х годов "Крико") пришелся на период, когда Кантор уже завоевал международное признание как художник и когда уже считался одним из выдающихся польских сценографов. В самом начале 60-х годов Кантор решительно отходит от "официального" театра. С 1961 года начинается этап, названный Кантором "Театром Информель". Инсценировка "В маленькой усадьбе" Cтанислава Игнацыя Виткевича стала манифестацией "Театра Информель". В этот период Кантор создает многочисленные картины маслом в стиле лирической абстракции. Он был одним из наиболее радикальных проводников искусства Информель в Европе. В 1969 году "Крико - 2" становится настоящей сенсацией на Фестивале современного искусства Premio Roma (следствием этого было приглашение Кантора в 1974 году на гастроли в Лондон и Париж). (Рек.: ) После "Театра Информель" появился "Нулевой Театр" вместе с постановкой "Безумца и Монахини" Станислава И. Виткевича. Были сведены к нулю чисто событийная сторона пьесы, ее текст и действие, произошла "нейтрализация" актера. Отсюда название "Нулевой Театр", от которого уже лишь шаг к хеппенингу. В 1965 году Кантор совершает поездку в США.

стречается с создателями хеппенингов. В течение короткого времени создает более десятка хеппенингов как в Польше, так и за рубежом. Наиболее известные из них - это "Крикотаж" (Варшава, 1965) - первый польский хеппенинг, "Письмо" (Варшава, 1967), "Урок анатомии по Рембрандту", поставленный несколько раз в Нюрнберге (1968), Варшаве (1969), Дурдане под Парижем (1971), Осло (1971).Театром хеппенинга была очередная постановка Кантора "Водяная курочка" (1967) Станислава И.Виткевича.1970 год - Кантор оглашает очередной Манифест - 70. "Это, - говорил он, - продолжение манифеста Нулевого Театра, понятий об отказе от экспрессии, и все вытекающие из этого выводы". Принципы этого Манифеста Кантор осуществил в сфере изобразительного искусства в Осло. С этим Манифестом был связан также спектакль театра "Крико - 2" "Красотки и мартышки". Канвой его была пьеса Виткевича "Красотки и мартышки или Зеленая пилюля, комедия с трупами в двух действиях и трех картинах". 

Затем Кантор приступает к подготовке в "Крико - 2" спектакля "Умерший класс", который стал самым лучшим и самым значительным его спектаклем, завоевавшим мировой успех. Премьера "Умершего класса", которую Кантор назвал "сеансом", состоялась в Кракове в 1975 году. Новую программу он сформулировал в Манифесте, озаглавленном "Театр Смерти", и посвятил ему целых 17 лет. Кантор использует в синтезированной форме достижения авангарда двадцатых и тридцатых годов, а вместе с тем порывает со многими расхожими лозунгами современного авангарда. На первый взгляд этот спектакль выдержан в стиле традиционного театра, сцена отделена от зрительного зала. Но Кантор открывает при этом особую функцию актера и манекенов, как свидетельств смерти. Иногда произносятся обрывки фраз из "Тумора Мозговича" Виткевича. Здесь же появляется впервые в театральной деятельности Кантора Бруно Шульц - как автор "Коричных лавок" и "Трактата о манекенах", а также рассказа "Пенсионе"р о старце, который вернулся в школу учеником. Триединое понятие: детство - старость - смерть, лежит в основе конструкции спектакля. Здесь можно найти и отзвуки пьес Витольда Гомбровича, его картин школы. Эти три писателя были литературными вдохновителями Кантора, он был воспитан на их творчестве. Спектакль "Велёполе, Велёполе", подготовленный пять лет спустя после "Умершего класса", можно назвать автобиографическим произведением. Кантор обращается к событиям истории Польши, включая первую и вторую мировые войны, к своей молодости, Велёполе - это место его рождения. В спектакле "Пусть сгинут артисты" основным вопросом, "главным, - как говорит Кантор, - хотя и не названным в списке действующим лицом является время". В одном из последних своих спектаклей "Я уже никогда сюда не вернусь" Кантор как бы подытоживает многолетний опыт экспериментов в области театрального творчества. "Я уже никогда сюда не вернусь" - это также пример авторского театра, сотворенного артистом, который, работая с коллективом, вместе с тем создает - сам - произведение о самом себе. Слияние в единое целое самых различных тенденций и придание им личного, индивидуального характера определяет подлинную сущность Театра Тадеуша Кантора. "Сегодня день моего рождения" - последний спектакль великого художника, до премьеры которого ему не было суждено дожить.

Вверх