Рынок продовольственных и сельхозтоваров

Рынок продовольственных и сельхозтоваров

Рынок продовольственных и сельхозтоваров

Производство аграрно-продовольственных товаров всегда играло в Польше особую роль. Десятилетиями, если не столетиями, Польша воспринималась, прежде всего, как сельскохозяйственная страна, поставщик сельскохозяйственных продуктов как в переработанном, так и в непереработанном виде мировые рынки.

Во многих областях польское сельское хозяйство постоянно сохраняет позицию ведущего производителя в Европе и даже в мире. Это касается, прежде всего, овощеводства и фруктоводства. По производству ягодных, в основном малины и смородины, Польша занимает второе место в Европе. Польское сельское хозяйство постоянно остается также одним из ведущих производителей лука, капусты, цветной капусты, а также клубники и яблок. Преобладание земель, пригодных для выращивания картофеля и ржи, является причиной того, что по их производству Польша находится в ведущей в мире группе. (Рек.: ) Это способствует развитию свиноводства, по которому Польша находится в ведущей группе мировых производителей.

Польская пищевая промышленность, также как другие отрасли хозяйства, претерпела в минувшем десятилетии огромные изменения. Благодаря приватизационным процессам в Польше, а также бурному развитию частных заводов по переработке сельскохозяйственных продуктов, эта промышленность стала в короткое время одной из стремительно развивающихся и модернизирующихся областей хозяйства. Ныне оценивается, что ее доля в отечественном валовом продукте превышает 3%, считая в так называемых базисных ценах, т.е. без акциза и НДС. Благодаря капиталовложениям и процессам, связанным с модернизацией, польская пищевая промышленность во многих областях является одним из ведущих в Европе производителей многих пищевых продуктов, таких как: концентратов, фруктовых соков, замороженных овощей и фруктов, шоколада и шоколадных изделий и многих других. 

За последнее время пищевая промышленность приобрела статус одной из самых быстроразвивающихся отраслей промышленности.

Несмотря на относительно небольшую рентабельность большинства видов производства, количество предприятий постоянно растет. Одновременно все большее значение приобретают фирмы, которые были созданы с нуля в 90-тых годах, т.е. они не были наследниками бывших больших государственных фирм.

Как и во всей внешней торговле Польши, так и в торговле аграрно-продовольственными продуктами имеется дефицит, хотя с процентной точки зрения он меньше, чем в остальном международном обмене польского хозяйства. Стоимость аграрно-продовольственного экспорта за последние годы колеблется в пределах 80% стоимости импорта. 
В настоящее время понизилась стоимость экспортируемых продуктов с высокой степенью переработки. Таким образом, сложилась такая структура экспорта, в которой наибольшую долю имеют продукты предварительно переработанные, составляющие 62% прошлогоднего экспорта и продукты не переработанные - 21%. Продажа продуктов высоко переработанных составляла в 1999 году только 16% всего аграрно-промышленного экспорта Польши.

Географическая структура польского экспорта аграрно-продовольственных продуктов с точки зрения степени переработки подверглась и некоторым изменениям. Самые большие изменения коснулись продажи высоко переработанных продуктов. До недавнего времени самым серьезным получателем этих продуктов были страны бывшего СССР. Вследствие экономического кризиса в России и странах СНГ экспорт высоко переработанных продуктов в этом направлении понизился более чем вдвое до 127 млн. долларов США, таки образом, доля этих стран в экспорте этих продуктов понизилась на 23% и составляет 30%.

К самой важной группе товаров, экспортированных из Польши, принадлежали в прошлом году продукты переработки растений, прежде всего фруктов и овощей, а также замороженные продукты и кондитерские изделия. Общая стоимость этого экспорта свыше 700 млн. долларов США. Во вторую по величине группу товаров в экспорте относились в 1999 году продукты животноводства. Стоимость продажи этих продуктов была, однако на 35% меньше, чем годом раньше - здесь особенно дал о себе знать российский кризис. В этой группе самыми важными статьями были: мясо и субпродукты стоимостью в 133 млн долларов США; молоко, сливки и мороженное на 131 млн долларов США, а также мясные изделия на 125 млн долларов США. 
В прошлом году доля растительного сырья во всем аграрно-продовольственном экспорте увеличилась на 3% и составила 11%, В этой группе было продано больше сего свежих фруктов и овощей, а также семян масличных растений, которых отправлено заграницу на 64 млн. долларов США, в 2,5 раза больше, чем годом раньше. Важнейшими странами - импортерами остаются Германия и Россия.

Польский рынок аграрно-продовольственных товаров продолжает оставаться рынком разнообразных высококачественных продуктов, способных удовлетворить вкусы самых взыскательных покупателей из многих стран. Уровень предлагаемых цен на эти продукты гарантирует также их конкурентоспособность. Надо также добавить, что польское сельское хозяйство использует меньше искусственных удобрений и средство защиты растений, чем страны ЕС. Тем самым созданы естественные условия для производства здоровой пищи.

Вверх