Переговоры о членстве в Европейском союзе

Переговоры о членстве в Европейском союзе

Переговоры о членстве в Европейском союзе

Процесс ассоциации Польши с европейскими сообществами и их государствами-членами, осуществляется на основе Европейского Договора от 1994 года. Стороны этого соглашения уже почти завершили процесс создания свободной торговли промышленными товарами (только Польша еще применяет таможенные пошлины в импорте автомашин и некоторых видов топлива - соответственно до 2002 и 2001 года) и в некоторой степени провели либерализацию взаимной торговли сельскохозяйственными продуктами. Европейский Договор, который кроме торговых вопросов охватил другие области либерализации и приспособления, создал таким образом основу для процесса адаптации, которые после передачи Польшей официального заявления о членстве в ЕС, был направлен на выполнение условий и требований вступления.

Решение начать переговоры с Польшей и четырьмя странами Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Чехия, Эстония, Словения) и Кипром было принято во время саммита Европейского Совета в Люксембурге в декабре 1997 года. Переговоры с этой группой стран начались 31 марта 1998 года. (Рек.: ) Этапу собственно переговоров предшествовало сравнение законодательства стран-кандидатов в ЕС с законодательством союза (так называемый screening) в аспекте идентификации проблем, требующих обсуждения на переговорах и приспособления. До конца 1999 года все кандидаты из этой группы передали ЕС 29 из 31 требуемых позиций по отдельным темам переговоров (подготовку главы, посвященной институциональным вопросам, ЕС перенес на время после завершения межправительственной конференции по институциональной реформе, а в части "Остальные вопросы" будут уточняться проблемы, не учтенные в других частях).

В течение двух лет с момента начала переговоров Польша закрыла временно 1 10 тем на переговорах, а 15 было открыто 2 . Не открыты еще такие темы, как: сельское хозяйство, правосудие и внутренние дела, свободное передвижение людей, а также финансы и бюджет.

После начала переговоров правительство Польши заявило о своем желании достичь готовности к членству в ЕС до конца 2002 года, с выделением наиболее необходимых переходных периодов. В переданных ЕС позициях по отдельным темам переговоров, польская сторона предложила 36 таких периодов. Они будут предметом переговоров. Следует в этой связи подчеркнуть, что не избегая указания в позиции по переговорам перечня проблем, требующих обсуждения, польское правительство не предлагает переходных периодов в области сельского хозяйства.

При изложении позиций на переговоры, было принято положение, что Польша:

  1. желает в полном объеме участвовать в совместной аграрной политике (включая прямые платежи), а также на внутреннем рынке ЕС;
  2. добивается назначения ей производственных лимитов на уровне, который учитывал бы ее природный потенциал (с учетом аспектов защиты окружающей среды), но одновременно обеспечивающим стабильные доходы крестьян.

Интеграция Польши в ЕС, по мнению правительства, повысит динамизм процесcов преобразований сельского хозяйства и сельской местности в Польше. Одновременно в переговорах аргументируется, что польское сельское хозяйство не дестабилизирует аграрного рынка ЕС, так как в последние годы сокращается разрыв в уровне цен, по которым скупаются основные сельскохозяйственные продукты на рынках обоих партнеров. Попытка ограничить полный доступ польских крестьян ко всем инструментам совместной аграрной политики (в том числе, особенно к прямым платежам) означала бы значительное ухудшение их конкурентоспособности и противоречило бы принципам функционирования единого рынка.

Не требуя переходных периодов в области сельского хозяйства, Польша, имея в виду интересы малых хозяйств и перерабатывающих предприятий, а также местных рынков труда, предлагает:

  1. временное (на 2-3 года от даты вступления) предоставление возможности скупки на отечественном рынке (т.е. местном) молока, не выполняющего требований ЕС, касающихся содержания микроорганизмов, с допуском в этот период к обороту на отечественном рынке (а также к экспорту вне ЕС) молочных продуктов, произведенных с этого сырья;
  2. временный (в течение четырех лет от вступления) допуск к производству и обороту на отечественном (местном) рынке и к экспорту вне ЕС, мяса и мясопродуктов, производимых в условиях, не выполняющих всех ветеринарных требований для фирм мясной промышленности, размеры которой превышают уровень в ЕС для предприятий малой производственной мощности;
  3. неограниченное во времени отступление от действующих правил ЕС в области производства и введения на отечественный рынок некоторых продуктов, таких, как брынза и осцыпек в качестве региональных изделий, произведенных с помощью традиционных методов;
  4. допуск в течение 2 лет с момента членства к производству на отечественный рынок и экспорт в третьи страны молока с другим, чем это вытекает из правил сообществ, содержанием жира (речь идет о полужирном молоке 2% и о жирном с содержанием 3,2% жира).

Обязательства, вытекающие из переговорных позиций, находят отражение в Национальной Программе Подготовки к Членству в Европейском Союзе, принятой правительством в июне 1998 года и модифицируемой каждый год, исходя из достигнутого прогресса, а также из определенных потребностей в плане приспособления.

  • Временное закрытие главы вытекает из принятого принципа, что ничего нельзя считать завершенным, если все не согласовано. 
  • После получения переговорной позиции из страны-кандидата, Европейская Комиссия, т.е. ее Генеральная Дирекция по вопросам расширения (после консультаций с Генеральными Дирекциями для отдельных секторов) готовит проект общей позиции и представляет его в Совете ЕС, который единогласно - встречаясь в рамках межправительственной конференции - принимает совместную позицию, а затем (также единогласно) принимает решение об открытии главы переговоров. Совместная позиция может претерпеть изменение в ходе переговоров, если кандидат в ЕС передаст новые информации или согласится взять обратно заявление о применении переходного периода в данной области.
Вверх