Краков (Krakow)

Краков (Krakow)

Краков (Krakow)

Краков, удивительный город…Побывав здесь один раз, Вы «заболеете» им и будете мечтать вернуться сюда вновь и вновь. Неповторимая атмосфера этого старинного польского города притягивает, как магнитом. Этому есть объяснение – легенда гласит, что под стенами Вавельского замка вот уже две тысячи лет в земле лежит камень, обладающий мистическими свойствами, а сам город построен в месте расположения седьмой чакры Земли.

Камень был закопан здесь великим магом, пророком и путешественником Аполлонием Тианским, жившим в I веке н.э., в подземелье Вавеля, под склепом святого Гереона. Поляки говорят, что святой камень у стен Вавеля сторожит Краков…. Не верите? В прошлом веке ученые исследовали склеп святого Гереона. Инженер Владислав Жепецки, сотрудник Института ядерной физики Польской академии наук (Краков), на основе полученных данных пришел к выводу, что под склепом на глубине 1200 метров имеется очень сильное энергетическое поле, которое год от года усиливается. Места с подобной энергетикой, как правило, становятся духовными центрами: здесь делаются научные открытия, создаются величайшие произведения литературы, живописи и музыки… О том, что вавельский камень и энергетическое поле действительно существуют, можно прочесть в книгах, изданных в Европе 1960-х годах: The Cracow Occult Center (Великобритания) и II centro occulto di Cracovie (Италия). В этих книгах приводятся не только старинные легенды и мемуары путешественников, но и комментарии ученых.

А мы, современники, на себе ощущаем воздействие благоприятной энергетики Кракова – стоит только сюда попасть, как непроизвольно включаешься в его ритм, особенный, неторопливый, удивительно комфортный и по-домашнему уютный.

На гербе Кракова изображены открытые ворота. Это знак, что здесь всегда рады гостям, ждут их с нетерпением – отовсюду, с разных сторон света. Веками сюда съезжались представители разных народностей. И лицо города было сформировано немцами, евреями, итальянцами… В эпоху правления Ягеллонов, в XV и XVI веках, Краков был столицей одного из самых могущественных и огромных европейских государств, ведь территория Речи Посполитой тогда тянулась от Балтики до Черного моря. Об этом городе говорили в Европе: Cracovia totius Poloniae urbs celeberrima atque amplissima Regia atque Academia insignis. Что означало, «Краков во всей Польше – город самый знаменитый, украшенный великолепным королевским замком и знаменитой Академией».

Итак, приглашаем в Краков, город-феномен. Следуйте за нами!

Первые поселения на вавельском холме были уже в каменном веке. Вероятно, к VII веку относятся курганы легендарных Крака и Ванды, предводителей славянских племен вислян. Первое документальное упоминание о Кракове было сделано в 965 году, кордобинским купцом Ибрагимом-Ибн-Якубом. В нем говорится о «богатом граде, лежащем на пересечении торговых путей, окруженных лесами». Что и говорить, удачное расположение Кракова на берегу Вислы, в месте, где могли проходить суда, привело к его быстрому росту и богатству. 5 июня 1257 года краковский и сандомерский князь Болеслав Стыдливый вписал Краков в магдебурский перечень, и Краков официально стал городом.

Был разрабатан городской план, на котором обозначены площади и улицы, среди них – являющийся до сих пор «сердцем города» Главный рынок. Из каждого угла рынка выходило по три улицы, каждая вторая вела к городским воротам. Такая планировка была типичной для средневекового города. В XIII веке улицам стали давать названия, город стали укреплять. Жителей становилось все больше, оживленно развивались торговля, ремесло…и в 1320 году Краков стал столицей Польши.

В 1978 году ЮНЕСКО создает Список Всемирного культурного наследия, куда сразу же вносится Краков, как объект, относящийся к сокровищам мировой культуры.

Когда мы говорим «Краков», подразумеваем: Главный Рынок (Рыночная площадь), Мариацкий костел, Королевский тракт, Королевский замок на Вавеле, Ягеллонский университет, Планты, курганы…Но этот список можно дополнять бесконечно. Потому что весь Краков – это одна сплошная достопримечательность!

Однако, начинать советуем с Главного рынка. На то он и главный ;-) Его размеры впечатляют – это самая огромная рыночная площадь в Европе - 210 на 212 метров. Можно бродить, задрав голову вверх, и не бояться столкнуться с кем-то, занимающимся аналогичным занятием. Впрочем, даже если столкнетесь, ничего страшного не произойдет, так как атмосфера доброжелательности и гостеприимства действует здесь безотказно! Даже самые нервные обыватели сумасшедших городов, типа Москва, становятся в Кракове милыми и улыбчивыми…

Краковяне называют свой Главный рынок «салоном города». Большинство горожан не представляет себе ни одного дня, чтобы не провести здесь хотя бы пару минут.

Краков

При Казимире Великом на площади построили суконные ряды, но торговали там не только сукном. Сукенницы со всех сторон окружали лавки купцов, в 1556 году их насчитали 342! Главный рынок Кракова был местом встреч купцов со всех концов света. Между Флорианской улицей и улицей Святого Яна тянулись куриные ряды, в начале Славковской – сольные, между Щепаньской и Шевской улицами торговали мукой и маслом, на Висланой покупали уголь, на Брацкой – олово…Были еще хлебные ряды, рыбные, раковые, отдельно выделяли свои места пекари, сапожники, столяры, гончары..Там, где сейчас стоит памятник знаменитому поэту Адаму Мицкевичу, право торговли принадлежало евреям.

В прошлом веке их окружили аркадными галереями, над которыми работал и Ян Матейко. Сукеннице стали главным украшением краковского рынка. На верхнем этаже уже более ста лет размещается картинная галерея Национального музея Кракова. С южной стороны Сукенниц, в проходе, еще одна колоритная достопримечательность: здесь висит нож, которым когда-то отрезали уши ворам (впрочем, легенда связывает его с братоубийственной историей при строительстве костела Девы Марии).

Рынок издавна был центром городской жизни, проходили также важные государственные мероприятия - именно здесь в 1320 году жители города приветствовали коронацию короля Владислава Локотко, а Краков стал столицей Польши. Король Владислав восседал на специально построенном для него «маестате», и с тех пор каждый монарх на следующий после его коронации день въезжал на коне на Главный рынок, переодевался в Ратуше в специальные одежды и на глазах у толпы давал присягу на верность городским властям. Новому владыке вручали ключи от города и 1000 дукатов.

Самое главное общественное здание здесь - ратуша, резиденция городских властей, построенная около 600 лет назад. Со временем обветшавшую постройку снесли, и от нее осталась лишь башня, где теперь расположился филиал городского исторического музея, а в подвале - театр.

С Главным рынком связано много городских легенд, одна из которых – единственный в мире раздающийся каждый час сигнал с башни Мариацкого костела…Хейнал Мариацки. Плывущая к жителям с высоты Мариацкой башни мелодия органично сливается с местным пейзажем. Ни один из городов мира не может похвастаться такой старинной традицией! В том же месте, каждый час, та же мелодия, с точностью до секунды, раздается вот уже более 600 лет. Неизвестно, когда именно возникла эта мелодия, кто ее создатель… Вероятно, она прилетела на Вислу с Дуная, во второй половине XIV века, во время правления короля Людовика Венгерского или его дочери Ядвиги. По-венгерски «хейнал» - это «рассвет», и первоначально это был сигнал для открытия и закрытия городских ворот, знак тревоги во время пожара или нападения врага. Играли его утром и вечером. Неизвестно, когда начали трубить в него каждый час, и на четыре стороны света.

А музыкальная форма хейнала (мелодия обрывается совершенно неожиданно на самом пике своего звучания) всегда вызывала море эмоций и дразнила воображение слушателей…Родилась легенда, что во время татарского нашествия в 1241 году выпущенная из лука нападающего стрела пробила горло трубившего тревогу стража. И так, мелодия стала звучать оборвавшейся…

Кстати, сигнал хейнала с Мариацкой башни транслируется по радио каждый день ровно в полдень, в 12 часов, с 1927 года.

Мариацкой башни

О Мариацком костеле можно рассказывать долго. Удивительной красоты, он знаменит своим внутренним убранством: монументальным створчатыми алтарем, созданным скульптором Витом Ствошем, ценнейшими готическими витражами, расписанными Яном Матейко стенами... Виртуозное мастерство скульптора Вита Ствоша уже не одно столетие восхищает людей. Средневековый мастер работал над краковским алтарем 12 лет, и посвятил его Деве Марии, покровительнице храма. Высота алтаря – 13 метров, ширина – 11. Несмотря на религиозную тематику, шедевр мастера в мельчайших подробностях показывает материальную культуру Польши конца 15 века: в одежде и обуви апостолов, предметах интерьера, окружении…В одном месте алтаря нашли даже засохшие листья фиалки и осота. За свою работу Вит Ствош получил вознаграждение в 2828 флоренов. В те времена это была сумма, равнозначная годовому бюджету города.

Примечателен и соседний костел Святой Варвары. Говорят, его построили из кирпича, оставшегося от Марьяцкого костела. В XVI веке храм перешел в руки иезуитов, которые устроили тут свой монастырь. В этом костеле выступал и знаменитый проповедник Петр Скарга. А в наши дни здесь можно послушать не только проповеди, но и светскую музыку, потому что в краковских храмах нередко выступают лучшие певцы и музыканты, причем не только из Польши.

Главный рынок – это место встреч, летних фестивалей, концертов, торгов, праздников… Краковяне часто договариваются встретиться у «Адася» - это памятник Адаму Мицкевичу, поставленный в 1898 году. Ежегодно в декабрьские дни у стоп великого польского поэта проходит традиционный конкурс краковских шопок. Шопка - красивое сооружение, склеенное из бумаги и картона. Согласно старинному обычаю, который принесли из Италии монахи-францисканцы, к Рождеству на алтаре костела обычно сооружали макет вифлеемского хлева, где родился Христос. На фоне скалы помещали ясельки новорожденного, фигурки Божьей Матери, Святого Иосифа, пастухов - словом, тут находило место все, что подсказывали религиозный сюжет и фантазия. Для привлечения паствы монахи использовали движущиеся фигурки, которые разыгрывали целые сценки. Постепенно религиозная основа вес больше уступала место народному творчеству, и церковное начальство такие представления запретило. Но шопки уже вошли в быт, с ними стали ходить по домам и давать представления - колядовать. Теперь это уже не ясли, а целые ансамбли с затейливыми башенками, множеством фигурок, над которыми работают известные художники; высота шопок бывает от десятков сантиметров до двух метров. Особенно в этом деле прославились краковские каменщики: когда их работа была сезонной, зимой они переключались на шопки. Такие конкурсы, которые стали настоящим праздником народных умельцев, в Кракове устраивают с 1937 года. Лучшие шопки приобретают музеи, в том числе и зарубежные. Популярны они и у туристов: если из Москвы иностранцы везут матрешки, то из Кракова - шопки.

Из многих примечательных домов упомянем №16 в западной части площади. В XIV веке этот дом принадлежал богатому мещанину, члену городского совета Миколаю Вежинку. Однажды он принимал у себя гостей Казимира Великого, прибывших на обручение королевской внучки. Ту знаменитую встречу, в которой участвовали пять королей и девять князей, описали историки, воспели поэты и трубадуры, запечатлели художники. Полвека назад в этом доме открыли самый знаменитый в свое время ресторан "У Вежинка" с богато украшенными залами. А о той исторической встрече напоминает картина "Пир у Вежинка".

Отправимся теперь от Марьяцкого костела по Флорианьской улице, которая ведет к одноименным воротам, единственным из восьми, которые некогда окружали средневековый Краков. В доме №41 родился, жил и работал Ян Матейко; после смерти художника в доме создан мемориальный музей. В соседнем доме №45 находится знаменитое кафе "Яма Михалика". Кондитерская, открытая Яном Михаликом в конце прошлого века, стала местом, где встречались известные художники и литераторы. Со временем здесь возникло литературно-музыкальное кабаре, в нем любят бывать не только журналисты, актеры и писатели, но и охотно проводит время молодежь.

Краков

Название ворот связано с именем Св. Флориана, одного из покровителей города. Здесь начинался Королевский тракт, по которому ездили на Вавель монархи с многочисленной свитой. Каждую башню опекал свой цех ремесленников, а о Флорианьской заботились меховщики. В 1881 году через Флорианьские ворота проехал первый в городе конный трамвай, здесь же во время летнего сезона действует линия конного омнибуса, проходящая по Королевскому тракту. А по соседству с воротами у городской стены расположилась популярная у краковян галерея под открытым небом, где художники продают свои картины. Вавель - так называется холм на высоком берегу Вислы. По своей сути краковский Вавель напоминает Московский Кремль: крепостные стены, храмы, королевский дворец... У нас - Царь-колокол, а тут - колокол Сигизмунд, тоже немаленький, отлитый в середине тысячелетия по заказу Сигизмунда Старого.

Первый кафедральный собор построили здесь еще во времена Болеслава Храброго, однако в 1038 году его уничтожили во времена нашествия чешского князя Бжетислава… В 1320 году на развалинах романских соборов начали строить огромный готический собор. Строительство закончили в 1364 году, во времена правления короля Казимера Великого. Ограниченность места на Вавеле не позволила зодчим широко развернуться в размерах, однако великолепие и величие собора поражают с первого же взгляда. Пожалуй, самый ценный исторический объект на всей территории Польши. В течение последующих веков внутри храма появлялись алтари, надгробия, эпитафии, барельефы, памятники…К созданию этого неповторимого интерьера приложили руку великие мастера разных эпох: Вит Ствош, Бартоломей Береччи, Ян Мария Падовано, Санти Гуччи, Ян Михалович, Ян Тревано, Франчишек Пласиди, Бертель Торвальдсен. Собор окружен венцом из 19 часовен, каждая из которых сама по себе – шедевр архитектуры. В кафедральном соборе короновали королей и здесь же их хоронили. Здесь располагается одна из самых больших королевских некрополей. Первым из властителей Польши был погребен Владислав Локетек, в 1333 году. Его саркофаг располагается напротив входа в ризницу. На Вавеле были похоронены почти все польские короли.

Но тут лежат не только короли. В соборе покоится Тадеуш Костюшко, причем еще в прошлом веке в его честь поляки насыпали в Кракове курган, откуда открывается красивый вид на этот древний город. На Вавеле лежат и выдающиеся военачальники - Понятовский, Пилсудский, а несколько лет назад сюда перевезли прах генерала Сикорского, главы эмигрантского правительства в годы войны. Рядом с королями и героями в народной памяти остались и поэты: Юлиуш Словацкий, Адам Мицкевич - тоже здесь. А в центре собора хранится серебряный саркофаг Св. Станислава - Алтарь Отчизны, где короли возлагали военные трофеи.

Главное место на Вавеле занимает королевский замок, былая резиденция Пястов, Ягеллонов и Вазов. Сначала это был небольшой романский замок, потом его не раз перестраивали в соответствии со вкусами времени. Сейчас в его ренессансную глыбу органически вписываются готические башни - Иорданка, Датская и Куриная Ножка. В замке хранятся многочисленные богатства польской культуры; среди наиболее ценных экспонатов - коронационный меч Щербец и уникальная коллекция средневековых гобеленов, изготовленных во Фландрии. Из 356 фламандских гобеленов короля Сигизмунда Августа, некогда украшавших Вавельский замок, сегодня осталось только 136 штук. Тем не менее, краковская коллекция считается одной из самых ценных в мире.

королевский замок

Вавель называют духовной историей поляков, где в камне запечатлены ее главные вехи. В этих местах творил Ян Матейко, ставший для соотечественников бесспорным моральным авторитетом.

Когда Сигизмунд III Ваза покинул Краков, померк и Вавель. Спустя полвека его ограбили шведы, потом еще раз опустошил пожар. В годы австрийского владычества в замке устроили солдатские казармы, и только в 1880 году Франц Иосиф I согласился на выкуп королевской резиденции. Правда, обещанного пришлось ждать не три года, а четверть века, и реставрационные работы начались лишь в следующем столетии. В годы независимости из Австрии сюда снова вернулись знаменитые гобелены вместе с драгоценным мечом.

В 1939 году пришли очередные оккупанты, а в замке поселился сам губернатор - Ганс Франк. Вавель закрыли для поляков, переименовали его в Кракауэрбург, причем послушная властям имперская наука торопливо "доказала", что Краков - исконный немецкий город. Замок, разумеется, разграбили, и гобелены пришлось потом возвращать уже из Канады. Но сегодня королевский дворец снова называют крупнейшим музеем страны. Краковяне помнят тех, кто в свое время помогал восстановить и сберечь это богатство. Вдоль дороги, ведущей на гору, тянется стена, покрытая так называемыми вавельскими кирпичиками, на которых выбиты имена людей, помогавших вернуть Вавелю былую красоту.

Еще одна достопримечательность - пещера дракона, что у подножия Вавеля. Это творение природы давно уже приносит доход городским властям: много веков назад здесь был трактир, чья прибыль шла на содержание дворцовой челяди. В 1972 г. у входа в пещеру установили фигуру дракона, сделанную известным мастером Болеславом Хромым. Время от времени из пасти чудовища вырывается пламя, что приводит в восторг не только детей, но и многочисленных туристов. Здесь же продаются сувениры, открытки и тому подобные мелочи.

Иоанн Павел II, некогда краковский студент, всегда отождествлял Вавель со всей страной. "Польша - это тысяча лет истории, - говорил он. - Польша - это Вавель, его собор, его королевские гробы. Польша - это много побед и много страданий".

Вверх