Административное деление

Административное деление

Административное деление

После серьезных политических и системных изменений в Польше, которые произошли после 1990 г., изменение административно-территориального деления страны диктовалось не только необходимостью проведения более эффективной территориальной экономической политики, но и международными причинами. Интеграция на уровне регионов в рамках Европейского союза делала необходимым приведение административно-территориальной системы страны в соответствие с общеевропейскими стандартами, то есть создание основных административных единиц более крупных размеров.

В ходе острых дискуссий были предложены 3 варианта деления страны — на 12, 17 и 25 воеводств, с восстановлением промежуточного звена «повятов» (около 300 единиц). (Рек.: ) Окончательное решение было принято в 1998 г. Был выбран средний вариант нового деления страны на 16 воеводств.

Новая система деления по сравнению с предыдущими лучше сбалансирована: в ней меньше резких различий в размере и численности населения новых единиц. Отношение между площадями самых маленьких и самых больших воеводств составляет 1:3,5, а по численности населения 1:5.

Законом от 24 июля 1998 года введена трехуровневая система правления.

С 1 января 1999 года страна поделена на 16 воеводств.

Конечным результатом этой реформы стало создание трехуровневой административно-территориальной системы, состоящей из :

  • 16 воеводств;
  • 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов);
  • 2489 гмин.

Кроме того, существует 870 поселений, которые имеют статус города. В сельской местности, входящей в состав гмин, существует 56 803 села и деревни (в том числе 39 743 хутора). Сеть поселений Польши с функционально-урбанистической точки зрения и сейчас обладает значительными различиями в иерархии. Именно поэтому проблема административно-территориального деления Польши имеет большое значение в жизни польского общества.

Гмина – основная единица территориального деления страны. 
Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. В сельских гминах председателем правления является войт , в менее крупных городах – бургомистр , а в крупных городах – президент . Конституция гарантирует гмине самостоятельность в решении местных дел.

В ведении гмин находятся:
  • начальные школы;
  • детские сады;
  • библиотеки;
  • дома культуры;
  • водопровод;
  • местный транспорт;
  • охрана среды на своей территории;
  • гминные дороги;
  • водоснабжение;
  • устранение твердых отходов и отвод сточных вод;
  • управление рынками;
  • здравоохранение.

Повят – единица территориального деления второй ступени; в его состав входят несколько или более десяти гмин. Руководство повята составляют: совет повята , избираемый в порядке выборов самоуправления, а также правление повята , во главе которого стоит староста .

Повят занимается теми делами, с которыми гмины не могут справиться самостоятельно. Повят решает общие вопросы для входящих в него гмин, касающиеся, например, больниц, а также школ выше начальной ступени.

В ведении повятов находятся:
  • орана общественного порядка и безопасности;
  • противопаводковая и противопожарная охрана;
  • борьба со стихийными бедствиями и их последствиями;
  • содержание общих больниц;
  • социальная помощь;
  • противодействие безработице;
  • строительство и содержание повятовых дорог;
  • защита прав потребителей;
  • выдача иностранных паспортов и вопросы, связанные с переменой гражданства (в качестве
  • порученных задач, которые до сих пор относились к компетенциям воевод).

Воеводство – самая крупная единица территориального деления страны. Руководящими органами воеводства являются: сеймик воеводства , избираемый в порядке выборов самоуправления, а также правление воеводства . Во главе сеймика и правления стоит маршал воеводства . Представителем государственной власти в воеводстве является воевода , который стоит на страже общенародных интересов. Воеводство занимается вопросами, относящимися к развитию региона. Оно разрабатывает, а также внедряет стратегию и создает условия экономического развития региона.

В рамках регионального сотрудничества воеводство может поддерживать связи с общественностью других стран, участвует в деятельности европейских институтов. Однако, его сотрудничество с заграницей не должно выходить за рамки внешней политики государства.

Воеводство выполняет три основные задачи:
  • обеспечение равномерного экономического развития воеводства;
  • публичные услуги на высшем уровне – высшие школы, специализированная служба здравоохранения, культурные учреждения;
  • преодоление конкуренции зарубежных регионов в области привлечения инвестиций.
 Административное деление Польши, статистика 1998 г. Воеводство Центр Площадь, тыс. км 2 Численность населения, тыс. чел. Плотность населения, чел/км 2

Варминьско-Мазурское

Ольштын

24,2

1 460,4

60

Велькопольское

Познань

29,8

3 346,0

112

Заходниопоморское

Щецин

22,9

1 729,8

76

Куявско-Поморское

Быдгощ

18,0

2 098,1

117

Лодзинское

Лодзь

18,2

2 672,8

147

Любельское

Люблин

25,1

2 242,0

89

Любуское

Гожув-Велькопольски

14,0

1 020,3

73

Мазовецкое

Варшава

35,6

5 065,0

142

Малопольское

Краков

15,1

3 206,6

212

Нижнесилезское

Вроцлав

19,9

2 985,4

150

Опольское

Ополе

9,4

1 091,1

116

Подкарпатское

Жешув

17,9

2 117,3

118

Подляское

Белосток

20,2

1 223,9

61

Поморское

Гданьск

18,3

2 179,1

119

Сьвентокжиское

Кельце

11,7

1 327,9

114

Силезское

Катовице

12,3

4 894,2

398

Вверх