После серьезных политических и системных изменений в Польше, которые произошли после 1990 г., изменение административно-территориального деления страны диктовалось не только необходимостью проведения более эффективной территориальной экономической политики, но и международными причинами. Интеграция на уровне регионов в рамках Европейского союза делала необходимым приведение административно-территориальной системы страны в соответствие с общеевропейскими стандартами, то есть создание основных административных единиц более крупных размеров.
В ходе острых дискуссий были предложены 3 варианта деления страны — на 12, 17 и 25 воеводств, с восстановлением промежуточного звена «повятов» (около 300 единиц). (Рек.: ) Окончательное решение было принято в 1998 г. Был выбран средний вариант нового деления страны на 16 воеводств.
Новая система деления по сравнению с предыдущими лучше сбалансирована: в ней меньше резких различий в размере и численности населения новых единиц. Отношение между площадями самых маленьких и самых больших воеводств составляет 1:3,5, а по численности населения 1:5.
Законом от 24 июля 1998 года введена трехуровневая система правления.
С 1 января 1999 года страна поделена на 16 воеводств.
Конечным результатом этой реформы стало создание трехуровневой административно-территориальной системы, состоящей из :
- 16 воеводств;
- 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов);
- 2489 гмин.
Кроме того, существует 870 поселений, которые имеют статус города. В сельской местности, входящей в состав гмин, существует 56 803 села и деревни (в том числе 39 743 хутора). Сеть поселений Польши с функционально-урбанистической точки зрения и сейчас обладает значительными различиями в иерархии. Именно поэтому проблема административно-территориального деления Польши имеет большое значение в жизни польского общества.
Гмина – основная единица территориального деления страны.
Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. В сельских гминах председателем правления является войт , в менее крупных городах – бургомистр , а в крупных городах – президент . Конституция гарантирует гмине самостоятельность в решении местных дел.
- начальные школы;
- детские сады;
- библиотеки;
- дома культуры;
- водопровод;
- местный транспорт;
- охрана среды на своей территории;
- гминные дороги;
- водоснабжение;
- устранение твердых отходов и отвод сточных вод;
- управление рынками;
- здравоохранение.
Повят – единица территориального деления второй ступени; в его состав входят несколько или более десяти гмин. Руководство повята составляют: совет повята , избираемый в порядке выборов самоуправления, а также правление повята , во главе которого стоит староста .
Повят занимается теми делами, с которыми гмины не могут справиться самостоятельно. Повят решает общие вопросы для входящих в него гмин, касающиеся, например, больниц, а также школ выше начальной ступени.
В ведении повятов находятся:- орана общественного порядка и безопасности;
- противопаводковая и противопожарная охрана;
- борьба со стихийными бедствиями и их последствиями;
- содержание общих больниц;
- социальная помощь;
- противодействие безработице;
- строительство и содержание повятовых дорог;
- защита прав потребителей;
- выдача иностранных паспортов и вопросы, связанные с переменой гражданства (в качестве
- порученных задач, которые до сих пор относились к компетенциям воевод).
Воеводство – самая крупная единица территориального деления страны. Руководящими органами воеводства являются: сеймик воеводства , избираемый в порядке выборов самоуправления, а также правление воеводства . Во главе сеймика и правления стоит маршал воеводства . Представителем государственной власти в воеводстве является воевода , который стоит на страже общенародных интересов. Воеводство занимается вопросами, относящимися к развитию региона. Оно разрабатывает, а также внедряет стратегию и создает условия экономического развития региона.
В рамках регионального сотрудничества воеводство может поддерживать связи с общественностью других стран, участвует в деятельности европейских институтов. Однако, его сотрудничество с заграницей не должно выходить за рамки внешней политики государства.
Воеводство выполняет три основные задачи:- обеспечение равномерного экономического развития воеводства;
- публичные услуги на высшем уровне – высшие школы, специализированная служба здравоохранения, культурные учреждения;
- преодоление конкуренции зарубежных регионов в области привлечения инвестиций.
Ольштын |
24,2 |
1 460,4 |
60 |
|
Познань |
29,8 |
3 346,0 |
112 |
|
Щецин |
22,9 |
1 729,8 |
76 |
|
Быдгощ |
18,0 |
2 098,1 |
117 |
|
Лодзь |
18,2 |
2 672,8 |
147 |
|
Люблин |
25,1 |
2 242,0 |
89 |
|
Гожув-Велькопольски |
14,0 |
1 020,3 |
73 |
|
Варшава |
35,6 |
5 065,0 |
142 |
|
Краков |
15,1 |
3 206,6 |
212 |
|
Вроцлав |
19,9 |
2 985,4 |
150 |
|
Ополе |
9,4 |
1 091,1 |
116 |
|
Жешув |
17,9 |
2 117,3 |
118 |
|
Белосток |
20,2 |
1 223,9 |
61 |
|
Гданьск |
18,3 |
2 179,1 |
119 |
|
Кельце |
11,7 |
1 327,9 |
114 |
|
Катовице |
12,3 |
4 894,2 |
398 |