Польский Портал. Все о Польше. Информационный портал о Республике Польша. Путеводитель по польской земле.

Pozycjonowanie w Rosji. Optymalizacja i promocja stron WWW w rosyjskim internecie. Strony firmowe w jezyku rosyjskim. Projektowanie rosyjskojezycznych witryn internetowych. Rejestracja stron w rosyjskich katalogach i wyszukiwarkach.
www.runet4u.pl

Ореховая энциклопедия. Всё об орехах. Вся полезная и интересная информация об орехах. Как выглядят орехи и где они растут. Арахис, бразильские орехи, грецкие орехи, фундук, макадамия, миндаль, кешью, фисташки, пекан.
www.tsarnut.ru

Состояние экономики накануне вступления в ЕС

Польские реформы часто приводят в качестве эталона рыночных преобразований. ВВП страны превысил дореформенный уровень 1989 года уже на 30%. Достижения очевидны: поляки ездят на европейских автомобилях, в крупных городах вокруг вывески известных западных инвестиционных и коммерческих сетей.

Один из стимулов для реформ - стремление вступить в Европейский Союз. Желание стать частью объединенной Европы выражается даже в автомобильных номерах, которые с этого года оформлены по европейским нормам.

У Польши есть все шансы попасть в Евросоюз в 2003 году. Однако за такую перспективу приходится расплачиваться. В течении последних трех лет у Польши огромное отрицательное сальдо текущего платежного баланса. (Рек.: Видео строительство дома из оцилиндрованного бревна www.skazka-dom.ru. ) После кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии товары и услуги азиатского происхождения стали дешевле польских или сопоставимы с ними по ценам, а следствием российского дефолта 1998 года стала потеря восточного рынка.

На сложность положения повлияла также смена руководства Центрального банка. В канун Рождества Национальный Польский Банк покинула председатель Халина Гранкевич-Вальц, возглавлявшая его с 1993 года и именуемая не иначе как "польским Гринспеном". Ей на смену пришел архитектор и исполнитель польской шоковой терапии 1990 года Лешек Бальцерович. Все инвестиционные банки расценили это назначение положительно, на валютных торгах курс польского злотого за неделю укрепился с 4,5 до 4,1 за доллар.

Поляки любят повторять, что их экономике благополучно удалось пережить азиатский кризис и российский дефолт. Однако оттока денег с фондового рынка избежать не удалось: после августа в России инвесторы посчитали, что Польша тоже находится в зоне риска, а "выстоявший" злотый позволил полякам с выгодой для себя покупать подешевевшую продукцию России и стран Юго-Восточной Азии, но одновременно закрыл путь польским товарам на рынок той же России.

Всего за два последних года отрицательное сальдо платежного баланса увеличилось с 4 до 7,4% ВВП. В этом году оно вырастет до 9%. Только государства ЕС, а также Чехия, Венгрия и Словакия продолжают после 1998 года потреблять польскую продукцию в прежнем объеме. Экспорт же в другие страны Центральной и Восточной Европы сократился на 35%, включая 55-процентное падение объемов экспорта в Россию. Импорт же товаров, например, из России сократился лишь на 15%.

В сокращении объемов экспорта с 32,4 млрд. долларов в 1998 году до 27,8 млрд. в 1999 году виноват и малый польский и средний бизнес, до сих пор специализирующийся на товарах с низкой добавленной стоимостью. Ухудшают платежный баланс и растущие процентные выплаты по обслуживаю долга, составившие в прошлом году 3,3 млрд. долларов (в этом 4,2 млрд.)
Стоит обратить внимание и на последствия фискальной политики правительства и денежной политике Центрального банка. Стабильный злотый и высокая процентная ставка (20,5%) при финансировании дефицита бюджета за счет краткосрочных займов увеличили приток спекулятивного капитала и уменьшили долю прямых инвестиций. В 1996 году дефицит платежного баланса на 93% финансировался прямыми иностранными инвестициями. В 2000 году он финансировался краткосрочными спекулятивным капиталом более чем на 60%. Опасения вызывает и дефицит бюджета. Из-за масштабных социальных программ он вырос до 3,7% ВВП.

Долгое время решать бюджетные проблемы и обеспечивать приток прямых иностранных инвестиций позволяла масштабная приватизация промышленности и банковского сектора. Так, только от продажи контрольных пакетов акций Bank PKO SA и Bank Zaсhodni SA. В 1998 году бюджет получил 1,6 млрд. долларов, а продажа пакета акций телекоммуникационного подразделения промышленного конгломерата Elektrim принесла государству еще 1,2 млрд. долларов.

В 1999 году доходы от приватизации составили 3,4 млрд. долларов, а в прошлом году было запланировано получить 5 млрд. долларов. Эти деньги должна была принести продажа пакета акций в 25-35% телекоммуникационной компании TP SA, 30% нефтехимической компании PKN ORLEN и 20-30% акций НПЗ Rafineria Gdanska. Однако привлекательных объектов приватизации на будущее уже не осталось, а оставшиеся требуют существенных вложений.

Средства, которые правительство намеревалось получить от приватизации, необходимы для поддержания экономики на плаву при продолжении экономических реформ. Парламент уже одобрил закон, по которому деньги от продажи 7% акций приватизированных компаний будут переданы на поддержание сокращаемых работников. Дополнительно, по 2% акций будут закрепляться за государственными фондами, занятыми научными исследованиями и реструктуризацией государственных предприятий. Для закрытия угольных шахт правительству потребуется 3,5 млрд. долларов, основная часть этих средств - выходные пособия шахтерам.

Положение усугубляется тем, что нынешнее правительство одновременно проводит масштабные реформы в социальной сфере. Сильный злотый, высокие процентные ставки и несовершенство трудового законодательства делают бизнес в Польше очень дорогим. Чтобы исправить положение, надо принимать срочные меры, пожертвовав частью сегодняшних достижений в сфере макроэкономики. Прежде всего, речь идет о снижении процентной ставки, иначе ряд предприятий продолжит практику заимствования за рубежом, начатую в 1998 году. Правящие сегодня правые - "Акция Выборча Солидарность" - вряд ли пойдут на какие-то радикальные меры. Тем более, что победу на осенних выборах прочат оппозиционному "Союзу Левых Демократов".

Первым делом новому правительству придется решать задачу уменьшения отрицательного сальдо платежного баланса при стабильном злотом и проблему безработицы. Решению проблемы поиска компаниями дополнительного капитала и создания новых рабочих мест на высвобождаемые средства должна помочь, по мнению правительства, налоговая реформа, в рамках которой к 2004 году налог на доходы корпорации сократится с 34 до 22%. Разгрузить бюджет от обременительных социальных расходов призваны пенсионная реформа и реформа системы здравоохранения. Суть первой реформы в стимулировании негосударственных пенсионных фондов. Развитие таких фондов, которые треть своих активов могут инвестировать в акции, принесет на фондовый рынок дополнительные средства и создаст базу для формирования национального капитала.

Изменения ожидаются и в сфере здравоохранения. Прогнозируется, что до 2002 года на рынке возрастет роль частных страховых компаний, а тарифы на обслуживание будут определяться рынком, что позволит постепенно отказаться от бюджетного финансирования здравоохранения в целом. Региональные больничные кассы будут финансировать клиники, исходя из объема оказанных услуг.

К сожалению, практику закрытия шахт и увольнения в металлургической отрасли избежать не удастся. Но это необходимая мера не только из соображений снижения госрасходов или повышения экономической эффективности предприятий, но и в рамках структурных реформ, которые Польша должна провести перед вступлением в ЕС. Членство в Евросоюзе - аргумент, который должен перевесить любые возражения против этих мер. От вступления в Евросоюз сегодня ожидают не столько выгод единого рынка, сколько получение средств на различные экономические и социальные программы помощи, которую ЕС оказывает менее развитым странам Союза. Польша в таком случае может рассчитывать на несколько миллиардов долларов в год.

/ 2000 г. /
Сайт Посольства Республики Польша в Российской Федерации Официальный веб-портал Республики Польша Польский национальный туристический портал Польский культурный центр в Москве
v.5