Перспективы экспорта польского продовольствия

Перспективы экспорта польского продовольствия

Перспективы экспорта польского продовольствия

Польша - давний экономический партнер России. Многие помнят огромные очереди в магазин "Польская мода" на юго-западе Москвы или в "Морозко" у метро "Парк культуры", где всегда можно было купить замороженные фрукты и овощи.

Конкуренция обострилась, и Польше не удалось удержать свои позиции на российском рынке.Между тем последнее десятилетие стало большим испытанием не только для российской, но и для польской экономики. Польские реформы оказались успешнее российских. Их вдохновитель - экономист Лешек Бальцерович - выступает сегодня в роли первопроходца, ненавязчиво подсказывающего странам Восточной Европы, как осуществить переход от централизованной экономики к свободному рынку. Польша стоит у ворот Европейского союза, рассчитывая в 2003 году стать его членом. Уже сегодня на долю стран ЕС приходится более двух третей величины польской внешней торговли.

Главными торговыми партнерами сегодня выступают страны ЕС, но Польша возлагает также большие надежды на сотрудничество с Россией.Внешняя торговля аграрно-продовольственными товарами всегда играла в Польше особую роль. Столетиями Польша считалась, прежде всего, как сельскохозяйственная страна, поставщик сельскохозяйственных продуктов как в переработанной, так и в не переработанной форме на европейские и заморские рынки. Во многих областях польское сельское хозяйство сохраняет ведущие позиции в Европе и даже в мире. Это касается, прежде всего, овощеводства и производства фруктов. Российский рынок привлекательнее по сравнению с европейским рынком, где сложнее продвигать товары. Многие польские фирмы понимают это. Они активно принимают участие в выставках и налаживают новые деловые контакты. В этом году на ярмарке в Нижнем Новгороде участвовало 50 польских фирм. Среди них было много продовольственных. Сейчас Польша поставляет в Россию, главным образом, картошку, сахар, говядину, мясо птицы, свинину, фрукты, молоко. Существует возможность поставлять в Россию корма, детское питание, упаковочный материал, мороженые фрукты и овощи.

В польском правительстве рассматривается возможность создания "Польского торгового дома", где будут представлены разные фирмы, которые намерены работать с оптовыми российскими фирмами и магазинами. Для облегчения и интенсификации торгового обмена между польскими предпринимателями и их российскими партнерами предпринимаются меры, направленные на создание льгот для экспортеров польских товаров и услуг в Россию.

Нельзя не сказать об очень сильной конкуренции. В странах ЕС торговые компании получают субсидии от государства за экспортируемую продукцию. Их цены из-за этого ниже польских. К сожалению, для российских импортеров часто цена важнее качества.

Польское государство пока не имеет возможности давать субсидии экспортерам и производителям. Это мешает польским экспортерам в поставках овощей, фруктов, мяса. А в последние годы усилилась конкуренция и с российскими компаниями. Мешает торговле также постоянно колеблющийся курс рубля и требование российских компаний отсрочки платежа. Только инвестиции в российский рынок продовольствия могут значительно поправить позиции Польши в России, но польские фирмы пока еще к этому не готовы.

Вверх