Польский Портал. Все о Польше. Информационный портал о Республике Польша. Путеводитель по польской земле.

Pozycjonowanie w Rosji. Optymalizacja i promocja stron WWW w rosyjskim internecie. Strony firmowe w jezyku rosyjskim. Projektowanie rosyjskojezycznych witryn internetowych. Rejestracja stron w rosyjskich katalogach i wyszukiwarkach.
www.runet4u.pl

Ореховая энциклопедия. Всё об орехах. Вся полезная и интересная информация об орехах. Как выглядят орехи и где они растут. Арахис, бразильские орехи, грецкие орехи, фундук, макадамия, миндаль, кешью, фисташки, пекан.
www.tsarnut.ru

Погода Варшава Погода Краков
Национальный Банк Польши. Курсы обмена валюты на Польский злотый на сегодня.
Система ORPHUS для Poland4U.ru - выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите: Ctrl+Enter

Станислав Лем / Stanislaw Lem (1921-2006)

Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произведениями других жанров (детективной литературы, поэзии), классик современной научной фантастики. Родился во Львове (ныне - Украина). Был вынужден прервать учебу в Львовском медицинском институте в связи с началом II Мировой войны; в годы немецкой оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове и некоторое время работал по специальности; с нач. 50-х гг. - профессиональный писатель. Дебютировал в литературе в 1946 г. (рассказы "Чужой" и "История одного открытия", а также повесть "Человек с Марса"). После установления в Польше военного положения в 1980 г. уехал в Западный Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 80-х гг. Почетный доктор Вроцлавского политехнического института; лауреат многих национальных и иностранных литературных премий, в т. ч. Государственной премии ПНР (1976), Государственной премии Австрии (1956).

Сюжеты и проблематика ранних произведений Лема, среди которых выделяется повесть "Конец света в восемь часов" (1948; рус. 1974), в той или иной мере связаны с оружием, военными изобретениями и открытиями, и, безусловно, навеяны только что закончившейся войной. (Рек.: Биг азарт демо: сегодня удача - в вашей команде. Время победить! ) Личные впечатления военных лет писатель отразил в трилогии "Неутраченное время" [Czas nieutracony] (1955) - практически, единственном нефантастическом произведении Лема.

К наиболее известным научно-фантастическим произведениям Лема относятся: ранние романы - "Астронавты" (1951; рус. 1955) и "Магелланово облако" (1955; рус. 1958); сатирические циклы - "Звездные дневники Ийона Тихого" (1957; рус. 1961), впоследствии продолженные повестями и даже романами и "Кибериада" ; сборник "Рассказы о пилоте Пирксе" (1968) и др., поздний роман "Фиаско" (1987); романы - "Эдем" (1959; рус. 1967), "Солярис" (1961; рус. сокр. 1963; доп. 1976), "Возвращение со звезд" (1961; рус. 1965), "Непобедимый" (1964; рус. 1964) и др. Одна из повестей о Пирксе и роман "Солярис" экранизированы, причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Лем также известен оригинальной философски - футурологической книгой "Сумма технологии" (1964; рус. 1968), рядом философских и литературно-критических трудов. "Внесерийные" научно-фантастические рассказы и повести Лема составили сборники - "Сезам" [Sezam] (1955), "Встреча на орбите" [Wejscie na orbite] (1962), "Охота" [Polowanie] (1965), "Спасем космос" [Ratujmy kosmos] (1966), "Маска" [Maska] (1976).
П еру писателя принадлежат рассказ "Существуете ли вы, мистер Джонс?" (1955; рус. 1957); позже переделанный в киносценарий - "Слоеный пирог" (1971; рус. 1972); а также пьеса "Верный робот" (1963, рус. 1965) . Кроме того, на рус. яз. переведены рассказы:
  • "Автоинтервью" (1962; рус. 1964)
  • "Вторжение с Альдебарана" (1958; рус. 1960; др. - "Вторжение")
  • "Два молодых человека" (1965; рус. 1965)
  • "Друг" (1958; рус. 1960)
  • "Exodus" (1959; рус. 1960)
  • "Клиент бога" (1954; рус. 1960)
  • "Крыса в лабиринте" (1956; рус. 1963)
  • "Молот" (1959; рус. 1960)
  • "Одна минута" (1984; рус. 1988)
  • "Провокация" (1984; рус. 1990; 1990 - Израиль)
  • "137 секунд" (рус. 1973)
  • "Темнота и плесень" (1959; рус. 1960)
  • "Хрустальный шар" (1954; рус. 1960)
  • "ЭДИП" (1954; рус. 1955).
Ряд переводов включен в сборник "Маска" (1990).
Л ем сумел зримо представить необычные образцы внеземной (разумной) жизни: в "Эдеме" - это жертвы неудачной попытки биологической реконструкции; в "Солярисе" - планета-океан, единый разум, один из самых запоминающихся миров научной фантастики ; в "Непобедимом" - киберцивилизация электронных "мушек", объединяющихся в своего рода коллективный разум; - и доказательно обосновать возможность существования подобных экзотических гомеостатов. Однако столь же убедительной для читателя остается загадочность и непредсказуемость их поведения, мотивов и поступков.
В ершиной творчества Лема и всей современной научной фантастики считается роман "Солярис" , своеобразно экранизированный А.Тарковским , художественное и филосовское значение которого не ограничивается проблемой контакта. Гигантский одинокий разум во Вселенной, занятый непостижимой планетарной инженерией, пытающийся протянуть "ниточку понимания" к исследующим его земным ученым - путем посылки к ним "фантомов", людей во плоти и крови, сконструированных на основе информации, выуженной из подсознания землян (и приносящих тем унижения, драмы, трагедии), - это не только естественнонаучные проблемы "соляристики" . Благодаря научно-фантастическому приему, Лем ставит серьезные философские и нравственные проблемы, среди которых не последнее место занимает "земная" проблема совести, моральной ответственности, искаженное зеркало-напоминание о которых земляне неожиданно нашли в космосе. Для Лема характерно постоянное возвращение к старым собственным произведениям, но на качественно новом уровне. Утопический мир далекого будущего, ничем не напоминающий мир "Магелланова облака" , предстает взору астронавта, вернувшегося после долгих скитаний среди звезд на Землю, в романе "Возвращение со звезд" [Powrot z gwiazd] (1961; рус. сокр. 1965; доп.1991).Роман "Дневник, найденный в ванне" [Pamietnik znaleziony w wannie] (1961; рус. 1995), написан в духе Ф.Кафки и содержит элементы антиутопии и абсурдистской НФ . Из других значительных романов Лема 60-х гг. можно отметить "Глас Божий" [Glos Pana] (1968; рус. 1970 - "Голос Неба"), характеризующий новый этап в творчестве писателя, когда прозаика все в большей мере начинает вытеснять эссеист-философ.
Н ачав творческую деятельность как писатель-фантаст, Лем в последнее время, наоборот, более известен как философ, литературный критик и публицист. Начавшийся уже в 70-х гг. постоянный "интеллектуальный цейтнот" - невозможность адекватно, в художественных образах отразить все проблемы, волнующие Лема-мыслителя, стремление ускорить их передачу читателю (а заодно и расширить границы традиционной НФ) - подтолкнул Лема-писателя к активному поиску новых литературных форм. Эти поиски воплотились в оригинальном жанре, в котором уже успешно творил высоко почитаемый Лемом Х.Борхес: рецензии, авторефераты, предисловия, отклики на ненаписанные книги, а также отдельные фрагменты из них.
Все они объединены в сборники:
  • "Идеальный вакуум" [Doskonala proznia] (1971)
  • "Мнимое величие" [Wielkosc urojona] (1971)
    Особенно выделяются:
  • "Культура как ошибка" (1970; рус. 1976)
  • "Новая космогония" (1971; рус. 1976)
  • "Альфред Целлерман "Группенфюрер Луи XVI" (1970; рус. 1972)
  • "Sexplosion" (1973; рус. 1988, 1990)
  • "Экстелопедия Вестранда в 44 магнитомах" (1973; рус. 1978, 1990)
  • "Эрунтика" (1973; рус. 1975).
На рус. яз. также переведены:
  • "Гигамеш Патрика Хэннэхэма" (1970; рус. 1974)
  • "Перикалипсис" Иоахима Ферзенгельда" (1971; рус. 1973; 1990)
  • "Do yourself a book" (1971; рус. 1979; 1979; др. - "Пишите книги сами")
  • "Куно Млатье "Одисей из Итаки" (1970; рус. 1972)
  • "Предприятие Быт" (1970; рус. 1972; др. - "Э.Уэйнрайт. "Being inc.")
  • "Ц.Коуска. "De impossibilitate vitae; De impossibilitate prognoscendi" (1971; рус. 1971; 1990; др. - "О книге Бенедикта Коуски "Предисловие к автобиографии", "Еще одна рецензия").

О собняком в творчестве Лема стоят "онтологические детективы", соединяющие детективную НФ и интеллектуальное "расследование" философского романа (в котором разыскивается не преступник, а научная истина) - ранний роман "Расследование" [Sledztwo] (1959; рус. 1989; 1990; др. - "Следствие") и одна из последних повестей, "Насморк" [Katar] (1976; рус. 1978; 1982).
Л ем является автором 4-х фундаментальных работ: "Диалоги" [Dialogi] (1957) - о системах управления и кибернетических принципах; "Сумма технологии" [Summa technologiae] (1962-63; 1964; рус. 1968) о путях развития цивилизации в далеком будущем, возможных тупиках на ее пути и многообещающих направлениях, в частности, фантоматики ; "Философия случая" [Filozofia przypadku] (1968) - о культуре и этике технологических цивилизаций. Наконец, это объемное 2-томное исследование (проведенное, в основном, методами структурного анализа) современной западной научной фантастики - "Фантастика и футурология" [Fantastyka i futurologia] (1970). Последняя книга, а также ряд литературоведческих статей Лема, остро критиковавшие сюжетный примитивизм и общую "благостно-местническую" атмосферу в американской НФ, привели к скандальному исключению Лема из Ассоциации американских писателей-фантастов (что в свою очередь привело к выходу - (в знак протеста) - из нее таких авторов, как М.Муркок и У.Ле Гуин.
Сайт Посольства Республики Польша в Российской Федерации Официальный веб-портал Республики Польша Польский национальный туристический портал Польский культурный центр в Москве
v.5